В этой заметке будут размышления о том, всегда ли надо подавать нищим. Помнится, когда я учился на богословско-педагогических курсах, лектор по нравственному богословию раскрывал эту тему. Известно Евангельское выражение из Нагорной проповеди Спасителя о том, что надо, подавая милостыню, творить ее так, чтобы левая твоя рука не знала, что делает правая. Один брат, такой же студент, как и я, попросил слова и разсказал, что есть такое мнение, (не помню, наверное, сослался на какой-то православный авторитет), заметил о том, что нельзя подавать милостыню без разбора. Надо крепко подумать, кому даешь и на что даешь. Образно говоря, надо чтобы подаваемый тобой пятачок запотел у тебя в руке, прежде чем подашь. Я думаю, однозначного ответа тут нет. Можно, наверное, привести десятки примеров и того, что надо без раздумья подавать, и о том, что правильно было бы дать пятачку запотеть в кулаке…
Сейчас на память пришел такой крайний пример, когда, отдав деньги без рассуждения, поступили правильно. Это случай из жития cв. прав. Иоанна Кронштадтского. Одна чета собрала огромную сумму денег и пожертвовала ее батюшке. Отец Иоанн благословил отдать эти деньги тому, кого они первого встретят, выйдя из церкви. Первого они встретили пьяного человека. Жена, было, вознамерилась не подавать ему денег – пропьет, прокутит, да и на что ему такие огромные деньги!? Но муж настоял выполнить благословение старца. Когда подали, он в слезах упал на колени, и сказал, что они спасли его от самоубийства. Он задолжал огромную сумму, (как раз столько, сколько они ему пожертвовали), и собирался наложить на себя руки. «Для храбрости» перед этим напился.
Но то – благословение старца. А в моей жизни был такой скорбный случай. В молодые годы. Впрочем, не такие уж молодые. Я стал приезжать в деревню, когда мне исполнилось 44 года. Ну, все равно было это, видимо, до моего 50-летия. Я тогда еженедельно ходил пешком в ближайшую церковь. Это 6 км по бездорожью и затем 10 км по грунтовой дороге. Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери. Моя альма-матер. Здесь батюшка впервые благословил меня петь и читать на клиросе. Вот уже около четверти века славлю Бога на этом поприще. Весь причт Тихвинской церкви в то время был невелик. Кроме батюшки, – матушка – регент на клиросе, да еще помощник Андрей. В его функции входило и пономарить, и звонить…и печку разтапливать. Также он навострился изготавливать свечи, поставлял чисто восковые свечи для храма. Вот и весь причт. Ну, летом появлялись еще на клиросе несколько человек, таких, как я: или певчие, или чтецы, а зимой – только они втроем. Богослужебная жизнь была налажена. Батюшка, несмотря на болезнь ног, неспешно служил. Благословил и матушку все полагающееся вычитывать в полном объеме, а Андрей звонил на колокольне и выполнял все хозяйственные работы. Вот только была у него одна страсть. К спиртному. У него через это и семейная жизнь поломалась. Жена от него ушла. Хотя в послеперестроечное время он неплохо поначалу раскрутился. Завел свой бизнес, (я подзабыл уже – какой). Но, когда стал выпивать – все коту под хвост. В итоге, он, коренной ленинградец, оказался без квартиры в Питере, и осел в деревянном домишке на Псковщине. Здесь он все-таки некоторым образом пришел в себя. Тяга к предпринимательству опять возобладала. Занялся пчеловодством. Посадил в огороде все, чем можно питаться. Тем и питался. Ну а потом прибился к ближайшей церкви. Тем не менее, окончательно выпивать не перестал. Если заводилась копеечка, нет-нет, да и прикладывался к бутылке. Хорошо, что лишних денег у него особенно и не появлялось. Но единственный магазин на всю округу – как раз рядом с церковью, поэтому нередко после службы он направлял туда стопы, авось кто-то одолжит ему…
Я тоже после литургии всегда заходил в магазин, затаривался на неделю, и отправлялся с полным рюкзаком продуктов к себе домой. И вот однажды я стою в очереди в благостном настроении. Подходит Андрей и просит денег на бутылку. Я, хоть и небогато жил, но как отказать нашему же прихожанину, не только прихожанину, но и служке… Не дав запотеть пятачку в кулаке, я выложил Андрею деньги на водку.
А через неделю узнал, что Андрей в тот день скончался. После «моей» бутылки он еще где-то нашел, а м.б. и не один раз. В итоге, возвращаясь домой, он свалился в канаву и там замерз. Были уже ночные заморозки. Вот такая грустная история. Я потом корил себя за то, что из-за меня с ним такое случилось. Не дай я ему тогда начальную сумму, трагедия, скорее бы всего, не произошла. Духовный отец дал мне после этого совет, постоянно до конца дней молиться о упокоении его души. Вот, уже около двух десятков лет прошло. В связи с его кончиной такая информация высветилась. Молитва – молитвой. Молитва, конечно, нужна. Но важно также ставить свечи о упокоении души. Ибо после 40-го дня Андрей приснился кому-то из наших клирошан и попенял, что за 40 дней никто ни одной свечи за упокой его души не поставил. Когда та, кому он приснился разсказала нам, мы со стыдом признались себе, что и вправду, молиться-то молились, а свечу никто за упокой его души не поставил.
Заключение.
С тех пор, если нищий просит денег, я всегда спрашиваю у него, для какой цели просит. Как правило, они честно признаются, если на выпивку. А кто-то скажет, на еду. На еду я всегда даю, а если на выпивку, разсказываю о происшедшем с Андреем, и говорю, что никак не могу дать. Помнится, даже с Глебом Горбовским такая история приключилась. Я приехал к нему в связи с тем, что собирал подписи о возврате в Православную Церковь Ченстоховской иконы Божьей Матери. Жена поэта, Лидия Гладкая, предупредила меня, чтобы ни в коем случае не давал ему денег. Я успокоил ее, что, поминая ту трагедию с Андреем, никому не даю на выпивку. Глеб Яковлевич подписал бумагу, а потом в простоте обратился ко мне, не снабжу ли я его пятьюдесятью рублями. Я спросил: «А для какой цели?» «На пиво», - честно признался поэт. Я разсказал ему про Андрея. Горбовский выслушал. Опечалился. «А, бросьте вы. Это вы по скаредности». Выходя из подъезда, где проживал великий Русский поэт, я признался себе, что в некоторой степени он прав. Мне, и впрямь, жалко было дать ему на выпивку 50 рублей. (Жили тогда небогато)…Но это к слову. Упокой, Господи, душу раба Твоего Глеба. А так, вообще-то, по жизни, через эту трагедию с Андреем Бог указал мне, что в моем кулачке пятачок должен запотеть всякий раз, когда у меня просят. Если просят. А если у самого появляется по велению сердца желание подать кому-то денег – тут уж полагаюсь на Господа и в этом случае, конечно, не задаю никаких вопросов.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих Андрея и Глеба! И управь, Господи, чтобы всегда наша милостыня употреблялась во благо. Аминь!
13(26). 05. 2024. Неделя о разслабленном.