Смерть бобрам!


 

В разсказе речь пойдет исключительно об этих работящих животных. С детских лет я привык относиться к ним, как добрым строителям. Относился с несомненной симпатией. Этому учили нас и сказки, и радио-передачи «ребятам о зверятах»… Но вот, уже в зрелые годы я столкнулся с иным отношением к ним, в частности в нашей сельской местности. Для многих деревенских жителей плотины, которые строят бобры, становятся сущей бедой. Реки мельчают, рыба выводится. Поэтому время от времени то один, то другой выходят в дозор, идут вдоль реки, определяют местонахождение бобровой запруды, и разрушают ее.

Правда, лично мне строители плотин вреда не приносят. Рыбу ловить я толком так и не научился, а речной водой ни для питья, ни для полива не пользуюсь. Далековато. Но мне захотелось разсказать две конфузных истории, связанных с бобрами. Первую историю я помню еще со студенческих лет. Не секрет, что студенты для сдачи экзаменов нередко пользуются как шпаргалками, так и «бомбами». Кто не знает, «бомбы» отличаются от шпаргалок тем, что там уже написан полностью весь ответ на каждый билет, и достаточно лишь потихоньку отсчитать нужное количество листов и также потихоньку вытащить «бомбу». С такой домашней заготовкой можно уже спокойно отвечать на вопрос.

Первая «бобровая» история приключилась при сдаче экзамена по философии. Одна студентка, переписывая «бомбу» с чужого конспекта, перепутала буквы «д» и «б». И вместо фразы «Фейербах был добр», у нее получилось «Фейербах был бобр». Быть может, если бы она зачитала «бомбу», преподаватель ничего бы и не заметил, но он сам стал читать написанное, увидел несуразицу, и решил на всякий случай спросить экзаменуемую, как она понимает это «философское определение». Девушка заметалась. Распознать ошибку ей не позволило либо волнение, либо … она вообще далека была от всего, что там написано. Но вопрос задан. Надо на него отвечать. Уж, не знаю, как она выкручивалась, что лепетала, но думаю, ей было труднее, чем известному музыканту Курехину, который однажды «для прикола» провел целую телепередачу продолжительностью где-то около часа, в которой доказывал, что Ленин был гриб. А дотошный преподаватель, тоже, наверное, «для прикола» терпеливо с умным видом выслушивал ее объяснения, почему же, по ее мнению, Фейербах был бобром. Честно говоря, не знаю, чем все это кончилась.

А вторая «бобровая история» произошла совсем недавно, этим летом. Один мой хороший знакомый устроил своего сына к себе на работу. Устроил строителем при одном из Православных храмов Санкт- Петербурга. Надо сказать, родители весьма обрадовались, что таким образом определили сына, ибо, несмотря на то, что он был совсем далек от Православия, все-таки сын оказался и при работе, и под присмотром отца. Он послушно стал выполнять поручаемую работу, не сильно вникая в смысл происходящего в церкви. И вот однажды, когда во время Пасхального Крестного хода на Светлой седмице среди клира не оказалось достаточного количества воцерковленных послушников, чтобы нести Крест, хоругви, его благословили облачиться и взять в руки хоругвь. Новооблаченный хоругвеносец радостно взялся за порученное дело. Тем, кто не знает, надо пояснить, что во время Пасхальных Крестных ходов самое часто исполняемое песнопение – это тропарь Пасхи. В этом стихе заключена квинтэссенция, христианской веры: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». В переводе с церковнославянского это означает, что Господь наш Исус Христос чудесным образом воскрес из мертвых. И, таким образом, своей Крестной смертью попрал смерть, ибо, если до воскресения Христова все умершие грешники пребывали вне рая, то после этого главного в истории человечества события, у нас, у всех, есть возможность, соединившись со Христом в таинстве Святого Причастия, наследовать Царство Небесное и жизнь вечную со Христом. (Сущим во гробех живот, (т.е. жизнь), даровав).

В дониконовском варианте этот тропарь звучит, на мой взгляд, еще более содержательно:

«Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова».

Среди Православных людей тропарь Пасхи является, наверное, наиболее знакомой, наиболее, что называется, на слуху молитвой, и все его радостно поют в течение 40-а дней после Пасхи. В том числе и на Крестных ходах, которые бывают в каждый день первой, (Светлой), седмицы после Пасхи, а также в каждое последующее воскресение.

И вот новоиспеченный хоругвеносец, исполнившись важностью порученного ему дела, взялся также радостно вместе со всеми петь этот тропарь. Но надо сказать, что либо батюшки пели не очень отчетливо, либо враг постарался, и спутал в его голове слова, но он стал петь так, как он услышал:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть бобрам…..». Он впервые был на Крестном ходе, да еще в качестве хоругвеносца, впервые пел тропарь Пасхи, и поэтому он-то, в отличие, возможно, от батюшек, старался четко и громко пропевать слова: «Смертию смерть бобрам!…» распевал он от всей души…

Батюшки заметили конфуз, и потом после Крестного хода вопросили: «Ты чего там пел-то такое?». Теперь при встрече они улыбаются и иначе как «Смерть бобрам» его не именуют.


 


Назад