Послушание


 

Часть 1. Предыстория

Господь через благословение духовного отца послал мне послушание. Участвовать в службе приходского консультирования. У нас в храме 10 лет назад организовали такую службу, чтобы все, у кого есть желание задать какой-то вопрос, могли бы получить ответ. Замечу, что десятилетие назад это было более актуально, чем сейчас, ибо тогда народу в храмы больше ходило. Много было так называемых захожан. Как правило, у каждого из них накапливается много «неразрешимых» вопросов, с которыми они стремятся обратиться к батюшке.

И хотя у нас в храме 7 священников, но и «послушаний» у каждого предостаточно. Например, в воскресные дни у нас служатся три Божественные литургии на трех престолах, а сейчас, после постройки храма в Левашовской пустыни усилиями нашего настоятеля, еще и там иногда служится четвертая литургия. Поэтому многие захожане обращались со своими недоумениями к тем, кто на виду – а это или свечницы, или уборщицы. Но и к свечницам в праздничные дни всегда выстраиваются очереди. Поэтому самые доступные – это люди в халатах. Понятно, что они не всегда могут дать правильный с богословской точки зрения ответ на интересующий вопрос. И вот, вследствие этого, мой духовный отец проявил инициативу, и по примеру одной из церквей нашего города, где такая служба была организована вообще впервые, организовал приходское консультирование и в нашем храме.

Для этого были отобраны прихожане, которые прошли предварительно обучение на богословских курсах. Я такое обучение прошел после окончания воскресной школы, ибо у меня самого было тогда много вопросов, и хотелось их разрешить, прежде всего, для себя. Так у меня появилось послушание в нашем храме. Набралось нас, консультантов, человек 25-30, и надо было как-то распределяться, чтобы в дни, наиболее посещаемые и прихожанами и захожанами, всегда кто-то находился за столиком приходского консультирования. Таким образом, у меня появилось еще и второе послушание – быть старостой, и составлять расписание на каждый месяц.

Поначалу я активно включился в работу, но со временем семейные обстоятельства стали в большой степени этому препятствовать. Началось с того, что вскоре я начал уезжать в деревню все на больший и больший срок. Сначала на все лето, а теперь, как правило, от Пасхи до Рождественского поста. Во время моего отсутствия кто-то из благословленных помощников берет на себя функции старосты. Но в последнее время даже, когда я живу в городе, у меня перестало получаться выполнять послушание собственно по консультированию. Я теперь с большим опасением могу оставлять мою маму дома одну. Еще утром – на раннюю службу – куда ни шло. Пока проснется, пока помолится, сделает все утренние процедуры, кровать застелет, глядишь, к

10-и часам я и появляюсь. Хотя все равно, конечно, всякий раз волнуюсь, оставляя ее без присмотра. А если это в середине дня, (наша консультационная смена длилась 4.5 часа, плюс дорога туда, да назад около часа), это вообще нереально. Не говоря о том, что каждая поездка – это еще и 80 рублей на автобус. А поскольку у меня доходов никаких, - все это из маминой пенсии, то понятно, что я перестал вовсе участвовать в приходском консультировании. (Единственно, что получается – это пока я нахожусь в городе, выполнять функции старосты).

Конечно, Господь видит мои обстоятельства, но, все же, невыполнение послушания, возложенного на тебя Господом – это весьма нехорошо. Я переживал из-за этого. И вот в этом году вдруг неожиданно для себя обнаружил, что Господь, не снимая с меня самой сути данного послушания, дал возможность служить Ему в несколько иной форме. А получилось так.

После трехлетнего молчания в плане выступлений, (все эти годы я был плотно привязан к маме, и не мог даже подумать, чтобы начать отлучаться на концерты), в этом году Господь управил так, что с нами, (со мной и с мамой), стала жить уже и в городе, (а не только в деревне), моя духовная сестра. Это существенно развязало мне руки. Милостью Божией это совпало с завершением моей работы над новым альбомом. И у меня появилась возможность многократно отлучаться по делам его издания.

Как обычно бывает в моей музыкальной деятельности, по завершении работы над альбомом приходится занимать деньги, чтобы оплатить тираж, а отдавать их я могу только из пожертвований. Поэтому необходимы выступления, - именно на представлении альбома его больше всего приобретают. Слава Богу, духовная сестра отпускала меня. И вот неожиданно после этих моих выступлений, в том числе на радио, я вдруг заметил, что ко мне стали обращаться люди примерно с теми же вопросами, с какими обращались, когда я сидел за столиком приходского консультирования. Если серьезный вопрос, на который нет возможности быстро прямо ответить, я прошу остаться, и мы беседуем после. Но, бывает, что и тогда не успеваю ответить всем вопрошающим. В этом случае мы обмениваемся телефонами, адресами, и свое «послушание» я продолжаю исполнять уже из дома. Но о серьезных вещах все-таки предпочитаю не беседовать по телефону. Лучше всего переписываться по е-мэйловской почте. При таком общении, если что-то непонятно, (или вопрос, или ответ), всегда можно внимательно еще и еще раз перечитать, в случае необходимости переспросить. И, кроме того, чаще всего бывает, что по телефону или одному или другому, (или обоим сразу), надо куда-то торопиться, а к компьютеру каждый может подходить в удобное для него время. Одной рабе Божией, у которой нет е-мэйла, я даже написал письмо на почтовой бумаге и отправил его обычной почтой.

А с моей давнишней знакомой, которой всегда нравились мои песни, очень светлому человеку, но которая никак не может решиться начать жить церковной жизнью, участвовать в таинствах Церкви, хотя и заходит время от времени в храмы: свечку поставить, панихиду заказать, у нас с ней, к нашей обоюдной радости, завязалась довольно обширная переписка. Как правило, людей, которые начинают ходить в храмы, так называемых новоначальных, волнуют примерно одни и те же вопросы: почему благой Бог попускает столько зла на земле? За что страдают невинные младенцы?

Все эти вопросы мы и с Ульяной обсуждали. Одна из последних тем - о счастье. Она как-то написала, что хочется верить, что человек для счастья рожден.

Я согласился с ней, но попытался откорректировать понимание счастья. Написал, что тут надо учитывать два обстоятельства:

1. Продолжительность земной жизни и жизни после земной смерти несоизмеримы. Если положить песчинку и ленту длиной в окружность земного шара, все равно продолжительность жизни после смерти будет дольше, ибо там – безконечность.

2. А во-вторых, написал, что и в земной жизни поистине счастлив лишь тот, кто на земле обрел Бога. Если человек достиг богообщения, то он ни от чего земного не зависит. А любой человек, ставящий перед собой все новые и новые земные задачи, и если даже, например, успешно решает их, никогда не будет счастлив до конца, ибо все равно никогда не насытится. И лишь тот, кто нашел Бога, он все земное почитает за сор. И такой человек счастлив вне зависимости от того, имеет он что-либо земное, или нет.

В ответ на это моя светлая Ульяна возразила, что нельзя все земное почитать за сор. А как же наши дети, старики! На это я ответил ей, что, конечно же, дети, старики, и вообще любая человеческая жизнь, и каждая, по Достоевскому, слезинка ребенка не может почитаться за сор. Ответил, что под земными ценностями я имел в виду: науку, искусство, славу, богатство… Написал также, что батюшка Серафим Саровский любого, приходящего к нему, именовал: «Радость моя!». Это не потому, что он радовался тому поврежденному грехами состоянию, в котором все мы находимся, а потому что радовался образу Божию, который есть в каждом из нас, даже в распоследнем грешнике.

Я отправил ей ответ, и лишь потом появилось желание разсказать в этой связи историю, ради чего я, собственно, и стал теперь писать этот разсказ. Быть может, кому-то еще это будет важно и интересно.


 

Часть вторая. История.

А историю эту поведал мне старший Крестных ходов Александр Литвинов, когда мы с ним разговорились после воскресной службы. Разсказал о матушке Тавифе, бывшей настоятельнице женского монастыря в Сенно, пригороде г. Тихвин. Ее монастырь находится на расстоянии дневного пути от Тихвина в сторону – на восток, куда идет Крестный ход, двигаясь к Екатеринбургу. Там всегда делается остановка. Мне запомнилось это место теплотой и радушием, с каким нас принимали. Вообще, это показатель, лакмусовая бумажка, как принимают крестоходцев. Мне еще запомнилось, что там в 2010 году абсолютно не оскудел Никольский святой источник, несмотря на аномально жаркое лето. На моей памяти в тот год только два источника на протяжении всего Крестного хода нисколько не начали иссякать. А там, в Сенно мы запаслись еще и Крещенской водой на всю дорогу туда и назад.

В Тихвинском подворье этого монастыря, накануне описываемого мной события, произошло Божье чудо. Стала обильно мироточить икона великомученика Пантелеимона целителя. И нас с мамой даже мой некрещеный брат возил туда, чтобы мы могли приложиться к мироточащей иконе. Народ прикладывался, удивлялся к чему такое чудо? Александр мне разсказал, что вскоре произошло следующее.

Матушка Тавифа, еще когда Крестный ход впервые проходил в Екатеринбург, еще в 2006-м году, взяла на воспитание из детского дома двух девочек-сирот, (четырех-пяти-летнего возраста). Сейчас девочки выросли, стали девушками. И почему-то, организация, откуда их забрали, стала настаивать на возвращении девушек в детский дом. Девочки свыклись с монастырской жизнью, и видимо, хотели войти в число сестер монастыря, но матушке Тавифе стали грозить, что если она не вернет девушек в детский дом, то она, (матушка Тавифа), лишится своего места настоятельницы женского монастыря. Я уж не знаю все подноготную, каким образом государственное учреждение смогло повлиять на сугубо епархиальный вопрос, но факт остается фактом. Думаю, что и Александр не вдавался в подробности, а передал мне лишь суть дела. Главное в этой истории то, что матушка Тавифа выбрала девочек, и действительно ее за это попросили оставить место настоятельницы. Вот, собственно, и вся история. Хотел написать ее Ульяне в письме, а потом подумал, быть может, кому-то еще этот разсказ будет полезен в плане понимания, что, конечно же, душа человеческая – это высшая ценность, ибо в ней образ Божий, и, конечно же, ни в коем случае она не должна почитаться за сор. Вот и матушка Тавифа поступила абсолютно правильно и с человеческой, и с евангельской точки зрения. Помните, Господь сказал, что вторая заповедь, подобная главной заповеди, (возлюбить Бога), это возлюбить ближнего своего, как самого себя. И на этих двух заповедях стоят весь закон и пророки. Матушка Тавифа возлюбила ближних своих, этих девочек-сирот, за которых она будет отвечать перед Господом, возлюбила их больше, чем свое место настоятельницы монастыря.

А по большому счету, не только каждая душа человеческая, каждая слезинка ребенка не может почитаться за сор, но и любое страдание братьев наших меньших. В этой связи вспомнился такой случай. Крестоходцы торопились закончить дневной отрезок пути, а на дороге, на трассе, где они проходили, нуждались в помощи лягушки. Я уж сейчас подзабыл: то ли их надо было перенести на другую сторону дороги из-за того, что их давили машины, то ли они задыхались в дорожной пыли, и их требовалось отнести в траву, но только факт, что один крестоходец отстал от Крестного хода и начал помогать лягушкам. Когда же его стали укорять, что из-за его лягушек весь Крестный ход опоздает, он дерзко ответил, что если они не помогут лягушкам, то ни Богу, никому вообще этот Крестный ход не нужен. Крестоходцы были устыжены и принялись все помогать лягушкам и лишь после этого двинулись дальше.

3. Заключение.

Все-таки поразительно насколько бережно несет нас Господь на руках на протяжении нашей земной жизни. Вот и со мной, грешным. Видит, что у меня не получается нести возложенное на меня послушание в той форме, как меня благословили, так Он дает мне возможность исправлять упущенное по-другому,…например, хотя бы и возможностью опубликовать этот разсказ: «Послушание».


 

Февраль 2018


Назад