Подвижник

(Памяти Валерия Смирнова)

 Какая милость Божия, что Господь свел меня с Валерием! Вот, пожалуй, с этого, как Господь меня с ним свел, и начну. Я давно хотел обучиться знаменному пению. Мне очень нравился знаменный роспев, но как подступиться к его изучению, не представлял. И вот однажды во время одного из моих выступлений на Православной выставке, помню, дело было в ныне не существующем СКК, уже после моего выступления некий хор представлял песнопения знаменным роспевом. Я заслушался, но почему-то сразу после их пения не сообразил подойти к руководителю, обменяться координатами. Потом дома корил себя за это. Но решил все-таки попытаться как-то связаться с этим хором. У меня был только номер телефона человека, который координировал выступающих, в том числе выстраивал звук… Правда, надо сказать, что из-за него у меня дважды произошел прокол, и поэтому не очень хотелось звонить ему, но… деваться некуда. Первый прокол заключался в том, что когда я попытался аккомпанировать себе на гитаре, она оказалась в хлам расстроенной. Обычно перед выступлением я примеряюсь к месту, где буду петь, выставляю микрофоны, а потом оставляю гитару уже на сцене, а сам иду переодеваться. И в этот раз так же было. И я помню, что при настройке я играл на гитаре… и все было в норме. Ну, бывает, что одна струна чуть-чуть уйдет… а тут весь строй ни в какие ворота. Уже потом я сообразил, что гитара была перестроена под шестиструнку. У меня количество струн - действительно шесть, но строй свой, своеобразный. Семиструнный строй с пониженной на полтона шестой струной. Так вот, гитара оказалась перестроенной. Человек, который помогал мне выстраивать микрофоны, уже после того, как я пошел переодеваться, взял в руки мою гитару, попробовал что-то сыграть… и понял, что она совсем не строит. Тогда он ничтоже сумняшеся настроил ее под шестиструнный строй. (Я же не догадался, что надо ему доложить, что у меня особый строй).

Пришлось мне прямо на сцене, когда от меня ждали песен, перестраивать гитару. А второй прокол случился уже ближе к концу моего выступления. Мы договорились, что в определенный момент я попрошу его поставить минусовку. Я собирался петь одну из последних песен под минусовую фонограмму. И вот когда подошло время этой песни, я понял, что человек, который должен был включить минусовку, отсутствует. Как потом оказалось, он решил попить кофе. В итоге я выкрутился из ситуации. Получилось с Божьей помощью даже не хуже. Ибо я успел спеть еще одну важную песню, после которой кофе было выпито, и мне предоставили-таки желанную минусовку.

Так или иначе, некий осадок остался, и мне не очень хотелось звонить ему с вопросом о знаменном пении. Тем не менее, я ему позвонил и озвучил свою просьбу. На что он спросил: «А зачем я хочу связаться с руководителем знаменного хора?» Я ответил, что хочу начать изучать знаменное пение. Каково же было мое изумление, когда я услышал в ответ: «Так это же мой ученик. Я как раз и обучаю знаменному пению». !!!!!

Как вы, наверное, уже догадались тем человеком, который по совместительству настраивал аппаратуру на Православных выставках, в том числе включал в нужный момент минусовки…оказался как раз Валерий Смирнов, - человек, посвятивший свою жизнь возрождению Знаменного роспева. Причем, он самостоятельно разработал систему обучения, включающую всего три урока, после которой ученик уже мог сам стать учителем. Все гениальное просто!

После этого мы с ним договорились, и он начал меня обучать. Несколько раз я приезжал к нему домой. Он совершенно безплатно по своей системе научил меня разбираться в крюках. Я довольно быстро освоил азы. К сожалению, в дальнейшем у меня не получилось регулярно заниматься знаменным пением. Согласно его системе, тот, кто научился читать по крюкам, должен в дальнейшем ежедневно по полчаса заниматься, чтобы полученная информация не забылась. Увы, в моей голове – забылась. Помню, уже потом, когда он меня учил, мы долго с ним удивлялись, как Господь меня к нему подталкивал. Ведь дважды через него прямо на сцене конфуз случился. Помню, я поначалу даже возмущался. Как же можно трогать инструмент выступающего! Да еще перестраивать гитару! Или потом: мне петь под минусовку, а звукорежиссер пошел кофе пить! Валерий только улыбался. Тоже понимал, что эти два прокола подряд произошли не случайно. Что Господь сводил меня с ним.

Разработанная им система обучения знаменному роспеву – это только малая толика того, что он успел сделать здесь при жизни. Работая ради зарплаты звонарем в Спасо-Преображенской церкви, он при этом постоянно служил службы в качестве головщика, (регента) – там, где настоятель рад был слышать знаменное пение. В последние годы – в единоверческой церкви Петербурга. Еще он много трудился на ниве уврачевания раны Русской Православной Церкви в результате раскола, раны, нанесенной врагом Божиим. Написал и издал несколько тиражей замечательной книги «Падение Третьего Рима», которую я могу посоветовать каждому прочитать, дабы составить для себя адекватное представление о том, что произошло в России в 17-м веке. Издавал, (тоже не один тираж), замечательный молитвослов – то, как молились до раскола, (и как сейчас молятся староверы и единоверцы). Книга включает в себя не только Утреннее, Дневное и Вечернее Правила и каноны, Последование ко Причастию, но также и образец службы: (Вечерня, Утреня и Часы, а также чин Обедницы). Поскольку собор 1971 года, отменив все прещения и проклятия против староверов, постановил, что все старые и новые молитвословия и обряды равночестны, то каждый мирянин может сам выбирать в частности по какому молитвослову молиться. Очень ценный молитвослов! Я приобрел у него три экземпляра. Первый, для домашнего Правила - уже сильно истрепался. Другой – находится в часовне, где мы служим службу мирским чином. Тоже ветшает. Хорошо, что за полгода до смерти Валерия Господь сподобил меня приобрести у него третий молитвослов. Сейчас все экземпляры молитвослова раскуплены.

Помимо этого издал безценную книгу – Литоргия. В ней, наверное, впервые воедино собраны крюковые записи Божественной литургии Иоанна Златоуста, тропари, кондаки, задостойники, блажены, символ веры на 8 гласов. В общем, все необходимое для службы знаменным роспевом. Также он распространял аудиозапись литургии знаменным роспевом.

Да и вообще, трудно перечесть все его подвижнические труды. Думаю, мне они отнюдь не все известны. Так, например, однажды совершенно случайно я выяснил, что он является автором труда «Тайны духовного творчества» - весьма серьезная книга об Исусовой молитве, которую Валерий из скромности подписал псевдонимом – Новиков. Если вы прочитаете эту книгу, то вам станет понятно, насколько глубокой внутренней жизнью жила его душа. Весьма интересна, полезна и назидательна его статья, (подзабыл название), о причинах, практической и духовной сущности порчи языка путем создания мовы – языка искусственного, изобретенного для разобщения братских народов.

Его ученики несли людям красоту знаменного пения. Он сам еженедельно служил Богу знаменным роспевом.

Это не говоря о том, что, будучи по своей первой специальности скрипачом, Валерий так, между делом, за копейки помогал иногда делать аранжировки песен православным авторам. (Тоже совершенно случайно через год после его смерти я узнал об этом).

Ушел из жизни совершенно незаурядный человек. Подвижник! Валерий Смирнов рано покинул земной мiр. Мы с ним примерно одного возраста, но все же он был моложе меня. Смерть наступила от онкологического заболевания. Мы, православные, знаем, что рак – это милость Божия. Господь дает человеку время для подготовки к переходу в новую жизнь. Не сомневаюсь, что сподобив его здесь на земле потрудиться подвижнической жизнью, Господь сподобил его Царствия Небесного, и там, на Небе, приготовил ему место достойного служения. Вечная память тебе, раб Божий Валерий!

 

Назад